
По данным «Т-Страхования», злоумышленники чаще всего выбирают модели Chery Tiggo 4, Tiggo 7 и Tiggo 8, а также премиальный электрический кроссовер Voyah Free. В список наиболее угоняемых также попали Exeed VX, Changan UNI-T, стильный купе-кроссовер Omoda C5, крупный гибрид LiXiang L9 и компактный городской паркетник Jetour Dashing. Аналогичные данные привели и в «Зетта Страховании», где дополнительно зафиксировали участившиеся кражи автомобилей Geely — одного из самых популярных китайских брендов в России. В «Росгосстрахе» подтвердили рост числа угонов кроссоверов JAC JS6 и Changan CS75. В «РЕСО-Гарантии» также назвали среди уязвимых брендов Geely и Chery.
Эксперты по автомобильной безопасности связывают такую статистику сразу с несколькими факторами. Во-первых, китайские автомобили, активно поставляемые на российский рынок после ухода европейских, японских и корейских марок, имеют более простую электронную защиту, чем многие аналоги. Согласно информации портала «Автоброкер Клуб», штатная противоугонная система многих китайских моделей легко взламывается при помощи оборудования, которое можно приобрести на специализированных форумах или даже на популярных онлайн-площадках вроде Aliexpress и Taobao. С помощью таких устройств злоумышленники за считанные минуты получают доступ к персональному пин-коду автомобиля, необходимому для записи нового ключа в систему.
Во-вторых, повышенный интерес к китайским авто со стороны угонщиков связан с нехваткой оригинальных запчастей. Согласно отчету аналитического агентства «Автостат», на начало 2025 года сроки поставок некоторых кузовных деталей для китайских автомобилей превышают три месяца, а цены на многие позиции выросли на 30-50% по сравнению с концом 2023 года. В результате китайские автомобили стали одним из приоритетных объектов для угонов с целью разборки на запчасти и последующей продажи.
По данным «Росгосстраха», в 2024 году китайские автомобили уже составили до 10% от общего числа зафиксированных угонов по стране, хотя ещё несколько лет назад их доля была практически нулевой.
При этом в страховых компаниях подчеркнули, что пока говорить о полноценной волне угонов китайских автомобилей рано. На данный момент абсолютные лидеры среди угоняемых машин в России — это по-прежнему Toyota, Lexus, Hyundai и модели «АвтоВАЗа», особенно Lada Vesta и Granta. Однако динамика тревожная: если в 2023 году китайские автомобили угоняли точечно, то уже в конце 2024 года такие случаи стали фиксировать еженедельно.
Особое внимание страховщики советуют обратить владельцам китайских автомобилей, зарегистрированных в регионах с высокой угонной активностью. По данным МВД, в 2024 году наиболее частые случаи угонов происходили в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Татарстане и Свердловской области. Именно в этих регионах наблюдается повышенный интерес к китайским маркам и высокий спрос на недорогие запчасти для ремонта.
По мнению экспертов, ситуация с угонами китайских автомобилей будет ухудшаться по мере роста их популярности. В 2025 году доля китайских машин на российском рынке может превысить 60%, а спрос на запчасти продолжит расти, что сделает эти автомобили ещё более привлекательными для угонщиков.