За первую половину месяца было реализовано 55,3 тысячи легковых автомобилей, что на 16,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ранее аналитики прогнозировали декабрьские продажи на уровне 140–145 тысяч единиц, однако для достижения этих показателей во второй половине месяца необходимо продать не менее 84,7 тысячи автомобилей, что вызывает сомнения у специалистов.
Основными факторами снижения спроса стали высокая ключевая ставка Центробанка и ослабление рубля, что привело к удорожанию автокредитов и снижению покупательской способности населения. Кроме того, в декабре 12 автопроизводителей, преимущественно китайских брендов, повысили цены на свои модели. Например, Changan увеличил стоимость кроссовера CS95 на 100 тысяч рублей, что эквивалентно росту на 2,2–2,3%.
Традиционные новогодние скидки, которые обычно стимулируют продажи в конце года, в этом сезоне отсутствуют. Дилеры отказались от значительных акций, ссылаясь на быстрое удорожание автомобилей и экономическую нестабильность. Некоторые представители отрасли считают, что сохранение текущих цен уже является своего рода «скидкой» для покупателей.
Прогнозы на 2025 год также остаются пессимистичными. Аналитики ожидают снижение продаж легковых автомобилей на 10%, до уровня около 1,3 миллиона штук. Основными причинами называют продолжающееся ослабление рубля, рост инфляции и предстоящее повышение утилизационного сбора, что приведет к дальнейшему увеличению цен на автомобили.
В этой ситуации покупатели, опасаясь дальнейшего роста цен, стремятся приобрести автомобили по текущей стоимости. Однако отсутствие скидок и ограниченные возможности для получения автокредитов с приемлемыми условиями сдерживают спрос. Дилеры надеются на оживление рынка в последние недели декабря, но признают, что достичь прошлогодних показателей будет крайне сложно.