
В частности, предлагается отменить обязательные ежедневные медосмотры и техосмотры для частных таксистов, заменив их анкетированием. Водители смогут самостоятельно подтверждать свою готовность к работе, в том числе состояние здоровья и исправность автомобиля, через цифровые системы.
Нововведения особенно актуальны для малых городов, где инфраструктура медосмотров практически отсутствует. По данным экспертов, многие самозанятые водители из-за сложных требований уже покинули рынок, что привело к дефициту такси в регионах и росту цен на услуги. Так, в среднем тарифы выросли на 20–30%, а серый рынок, включающий заказы через мессенджеры, увеличился на миллионы поездок в месяц.
При этом предложенные меры ориентированы на обеспечение баланса между упрощением правил для водителей и ответственностью за безопасность пассажиров. Так, в случае ДТП предоставление ложных данных в анкете будет считаться отягчающим обстоятельством.
Кроме того, обсуждаются новые цифровые решения: самозанятым таксистам могут предложить пройти курсы для самостоятельного техосмотра автомобиля, включая обучение выявлению неисправностей. Однако такие инициативы вызвали критику из-за высокой стоимости обучения и возможного роста бюрократии для агрегаторов такси.
По мнению авторов поправок, изменения позволят вывести из тени значительную часть самозанятых, которые сейчас вынуждены работать нелегально. Напомним, с момента вступления в силу нового закона в сентябре 2023 года из отрасли ушло около миллиона таксистов, а порядка 70% перевозок оказались вне легального поля. Законодатели надеются, что либерализация правил снизит давление на рынок, обеспечив доступность услуги для граждан и более прозрачные условия для водителей.